Метамодернизм – это не просто хронологический преемник постмодернизма, но качественно иная культурная логика, ставшая доминирующей примерно с начала 2000-х годов. Термин, популяризированный голландскими теоретиками Тимотеусом Вермюленом и Робином ван ден Аккером в их эссе "Заметки о метамодернизме" (2010), описывает попытку современного поколения преодолеть наследие постмодерна и отреагировать на множественные кризисы современности – экологические, финансовые, геополитические.
Ключевые Концепции и Идеи:Центральной характеристикой метамодернизма является осцилляция – постоянное колебание, раскачивание между противоположными полюсами, унаследованными от модернизма и постмодернизма. Это движение между:
- Искренностью и Иронией: Метамодернизм не отвергает иронию постмодерна, но связывает ее с желанием и стремлением, в отличие от постмодернистской апатии. Он может быть искренним, но тут же подмигнуть, осознавая наивность этой искренности. Это "просвещенная наивность" или "прагматический идеализм".
- Наивностью и Знанием (Осведомленностью): Поколение, выросшее на постмодернистском цинизме ("Симпсоны", "Южный парк"), не может вернуться к простой модернистской вере, но все же испытывает сильное желание смысла, прогресса и созидания. Метамодернизм пытается сочетать скептицизм с надеждой.
- Энтузиазмом и Апатией/Меланхолией: Колебание между модернистским стремлением к великим целям и постмодернистским сомнением в их достижимости.
- Конструкцией и Деконструкцией: Метамодернизм не только деконструирует (как постмодерн), но и пытается реконструировать, собрать что-то новое из обломков, даже если эта конструкция временна или условна.
- Единством и Множественностью: Признавая множественность постмодерна, метамодернизм ищет новые формы общности и универсальности, пусть и не такие жесткие, как в модернизме.
Это не статичный баланс, а динамический процесс, маятник, постоянно движущийся между полюсами. Префикс "мета-" здесь означает одновременно "с", "между" и "за" (пост-)модернизмом, указывая на сложное отношение преемственности и преодоления.
Исторический Контекст и Фигуры:Возникновение метамодернизма связывают с рядом материальных и нематериальных факторов начала XXI века: террористические атаки 11 сентября, финансовый кризис 2008 года, обострение экологических проблем, цифровая революция, ощущение "конца истории" и последующее осознание ее продолжения. Эти события подорвали постмодернистскую иронию и породили запрос на новые формы искренности, вовлеченности и надежды.
Ключевыми фигурами в теоретическом осмыслении метамодернизма являются Тимотеус Вермюлен и Робин ван ден Аккер. Их "Заметки о метамодернизме" стали основополагающим текстом. Люк Тёрнер, художник и соавтор Шайи Лабафа, сформулировал "Манифест метамодерниста" (2011), который в более декларативной форме изложил идеи осцилляции и прагматичного романтизма.
Метамодернизм проявляется в различных сферах – от архитектуры и искусства до кино (Уэс Андерсон, Мишель Гондри), музыки и философии. Он описывает не столько конкретное направление, сколько общую "структуру чувства" или "культурную доминанту" современности.